После прекрасного деревянного храма, освященного Владыкой в поселке Лоухи, невозможно было без горечи в сердце смотреть на оскверненный безбожниками храм, возвышающийся на пологом берегу порожистой реки Кемь, впадающей в Белое море. Этот великолепный каменный собор в 1903 году возвели соловецкие монахи. 28 лет строился в Кеми – бывшем древнем владении монастыря, подаренное обители в XV веке знаменитой Марфой Посадницей – монументальный храм, который своим архитектурным обликом напоминает монастырские постройки Соловецкой обители.

В 1934 году управленцы Кемлага закрыли Благовещенский собор, вмещавший когда-то до 3 тысяч богомольцев, и превратили его большое полуподвальное помещение в склад и место расстрелов. И поныне растерзанный старинный собор выглядит незаживающей раной. В 1991 году после долгих мытарств и многих обращений в различные инстанции, вплоть до I съезда народных депутатов СССР церковная община города Кеми получила, наконец, храм в наследство. К тому времени собор был превращен в городскую свалку. Начинать пришлось с расчистки подвала, где накопился полуметровый пласт грязи. Только тех, кто поспешил священнику на помощь, для такого большого города оказалось слишком мало. Батюшку часто останавливали: не надрывайся, дескать, отец, а вдруг все старое вернется, и церкви снова станут закрывать.

Сегодня только сколоченный из досок высокий забор, опоясавший отведенную храму территорию, вносит в картину полной разрухи некий свежий смысл, заставляющий человека внимательнее вглядеться в пустующее здание. Старые, потемневшие от времени высокие двери. Глухой пустотой веет от чернеющих окон. И только сбоку, внизу вдруг замечаешь прилепившееся небольшое строение с широкой резной дверью крестом наверху.

Это вход в обширный полуподвал каменного собора, разделенный на три широких нефа. Массивные подвальные своды, нависшие над головой, словно возвращают в катакомбные времена зарождающегося христианства. Молящийся человек ощущает себя здесь, словно стоящим на дне большого корабля, продуваемого где-то там наверху всеми морскими ветрами. Ощущение трудного плавания не покидает сегодня ни монахов, ни прихожан монастырского храма, не избалованных добрым вниманием со стороны властей.

В 30-е годы XX века в нескольких метрах от приговоренного к уничтожению собора были построены два каменных здания для руководства «управления северных лагерей особого назначения». В почти сплошь деревянном городе Кеми, центр которого в советское время был застроен типовыми панельными многоэтажными домами, эти добротные каменные строения на морском берегу ныне являют собой скорбный памятник одной из самых трагических эпох в истории Российского государства. Однако огромной их исторической значимости пока не осознают ни республика, ни город.

В трехэтажном здании, стоящем у центральной городской дороги, в котором столичные архитекторы постарались воплотить новомодный стиль советского конструктивизма, располагались когда-то кабинеты лагерного начальства, не покладая рук трудившегося над перековкой людских масс. Новые хозяева страны ни в чем себе не отказывали. Большую часть этого роскошного управленческого здания занимал зал ресторана, в котором работали отменные повара и официантки из благородного сословия. Здесь играли знаменитые музыканты. Их постарались упрятать за решетку и доставить в суровый северный край, чтобы они ублажали лагерное начальство, оказавшееся далеко от Москвы и Ленинграда. Во втором каменном здании, построенном за управлением СЛОНа в нескольких метрах, размещалась комфортабельная по тем временам гостиница НКВД «Прибой», в которой была даже горячая вода.

В 90-е годы бывшую чекистскую гостиницу продали на аукционе мурманским коммерсантам, но скороспелый бизнес у них не заладился. Вскоре брошенное предпринимателями здание передали под приходской дом городской церковной общине. В 2000 году в нем была основана первая в России обитель в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Гостиничные номера превратились в монашеские кельи, а сама гостиница – в братский корпус монастыря. Насельники обители привели в порядок здание и ежедневно совершают уставные службы и молебны святым Новомученикам и Исповедникам Российским, свидетелем мученической смерти которых был и город Кемь.

Несмотря на трагическую историю северного города, земля которого буквально залита человеческой кровью, прежнее противостояние храма и ресторана в Кеми сохранилось и поныне. Во время приватизации здание бывшего чекистского ресторана «Прибой», стоящее вплотную к братскому корпусу монастыря, местная власть передала Кемскому производственно-торговому объединению. Местный предприниматель открыл в нем пекарню, затем кулинарный цех и столовую, оказавшуюся одной из немногих точек общепита в городе.

Сначала взаимоотношения коммерсантов и монахов были вполне добрососедскими, но жажда наживы, в конце концов, оказалась сильнее, и хозяева начали сдавать ресторанный зал в аренду. Рядом с нуждающейся в тишине и молитвенном настрое обителью теперь постоянно шумят свадьбы, юбилеи и многочисленные профессиональные праздники, сопровождающиеся традиционными пьяными драками. Коммерсанты даже предложили монастырю своеобразный проект кооперации: вы, дескать, у себя венчаете, а они у нас потом отмечают.

«В царской России, – пишет игумен Александр, – существовала законодательная норма, запрещавшая устраивать кабаки и продавать крепкие напитки рядом с храмами. Нынешний закон об обороте алкогольной продукции также запрещает продажу алкогольных напитков в культовых учреждениях и на прилегающих к ним территориях. Однако в законе нашли лазейку. Продавать нельзя. А вот употреблять никто не запрещает. Пирующие могут приносить вино и водку с собой в любых количествах и их распивать. Закон формально соблюден, а за последствия никто не отвечает.

Братия монастыря добилась постановления городской администрации, которое запрещало не только продажу, но и употребление спиртного рядом с монастырем. Разбуянившихся гостей утихомиривала милиция. Однако тут вмешался суд, постановивший, что действия руководства столовой закону не противоречат. Прокуратура опротестовала постановление городской администрации как «нарушающее права хозяйствующего субъекта», и осмелевшие коммерсанты стали творчески применять закон и дальше – открыли при столовой пивную, поскольку пиво – это не «алкогольная продукция».

С длинного балкона на третьем этаже бывшего «чекистского» здания, обращенного в сторону братского корпуса, подгулявшие кемляне продолжают бросать на монастырскую территорию окурки и кричать в окна непристойности. Вот и получается, что «хозяйственный субъект» в своем праве владения имуществом становится сегодня таким же гонителем православных верующим, какими были и большевики. Как заметил протоиерей Валериан Кречетов, отец которого сидел в застенках Кемлага, то безнравственное общество, которое строится ныне, похоже на дом, сооружаемый из гнилых досок. А такое строение долго не устоит.

Отвечая на вопросы корреспондента местной газеты, Архиепископ Мануил отметил, что Благовещенский собор необходимо восстановить. Над этим должны потрудится не только Петрозаводская и Карельская епархия и монастырь, но и республиканские, областные и городские власти, чтобы вернуть святыню православному народу. Фотографируясь с монахами и сопровождающими его священнослужителями епархии на фоне мощных стен Благовещенского собора, Владыка выразил надежду, что следующий такой же снимок будет сделан рядом с восстановленным храмом.